Аннотация
Статья посвящена изучению современных казахских массовых песен одного из значимых периодов в развитии жанра, периода Великой Отечественной войны. В музыкальной науке впервые рассмотрены тенденции, приоритеты жанра, специфика средств музыкальной выразительности в контексте его мирового развития. Выявлены основные подвиды казахских массовых песен военных лет, определена их тематика и музыкально-образное содержание, претворение в них традиций и новаторства. Массовые песни данного периода рассмотрены в аспекте претворения национальных традиций, а также влияния европейской песенности. Определены особенности песен этого времени в мелодике, аккордике, форме, фактуре и т.д. Статья опирается на системный, компаративистский, стилистический методы, а также метод целостного анализа, ориентированный на специфику вокальной музыки, учитывающей синтетическую природу песенного искусства.
Ключевые слова
казахская массовая песня; толгау (речитативная песня-размышление); жоктау (плач, похоронная песня); мактау (песня-восхваление); хат-олен (песня-письмо)
Литература
“Жауынгер композиторлар”. Алма-Ата, 1965. 101 с.
Ибрагимова Т. Жас казак. А., 1979. 118 с.
Ибрагимова Т. Песня, рожденная в битвах. Алма-Ата. 1985. 150 с.
Мазель Л. Строение музыкальных произведений. М., 1979. 536 с.
Зарудко В. Мелодия нашего сердца вдруг обретает голос // Советская музыка, 1978, № 7. С. 24.
Сохор А.Н. Песенная лирика Великой Отечественной войны // Вопросы музыкознания. Т. 2. М., 1956. С. 90–102.
Зак В. О мелодике массовой песни. М., 1979. 357 с.
Ерзакович Б.Г. Песенная культура казахского народа. Алма-Ата, 1966. 401 с.