Записки святому: письменная форма религиозной коммуникации

Tatyana Viktorovna Itskovich


Аннотация


Изучение жанров религиозной коммуникации является актуальным направлением в последние десятилетия. Предметом исследования в настоящей статье является жанр личной письменной молитвы. На материале текстов записок святой Матроне Московской предпринята попытка описать композиционно-тематические особенности жанра, а также выявить характерные лексико-грамматические черты. Типичной является следующая композиционная схема записок святому: обращение, просьба, благодарность, заключительная формула, подпись. Вариант типичной схемы: обращение, благодарность, просьба, заключительная формула, подпись. Факультативным композиционным элементов является обещание святому. Записки святому как вид личной молитвы отличаются смешением двух стихий языка: разговорной, обыденной, связанной с профанной реальностью и воплощенной в русском языке, и книжной, высокой, что обусловлено обращением к сакральному миру и влиянием церковнославянского языка. Отметим преобладание разговорного, неформального начала в личных записках, которое проявляется как в композиционно-тематическом членении, так и в языковом воплощении текста.

Ключевые слова


религиозная коммуникация; жанр; молитва; письменная молитва; композиция; тема; лексико-грамматические особенности

Литература


Heiler F. Das Gebet. Munchen, 1923. S. 58–150.

Апресян Ю.Д. Перформативы в грамматике и в словаре. Известия РАН. Серия лит-ры и языка, 45(3). 1986. С. 208–223.

Балашова Л.В. Отец или Владыка, чадо или раб? (Концепты адресата и автора в жанре утренней и вечерней молитвы) // Жанры речи. Саратов, 2002. Вып. 3.

Блаженная Матрона Московская: Святая помощница и утешительница. М.: Эксмо, 2011. 288 с.

Бобырева Е.В. Религиозный дискурс: ценности, жанры, стратегии (на материале православного вероучения). Волгоград, 2007.

Богданов А.К. Заговор и молитва (к уяснению вопроса) // Русская литература. №3. 1991. С. 65–58.

Василюк Ф.Е. Переживание и молитва. Опыт общепсихологического исследования. М., 2005.

Войтак М. Стереотипизация и креативость в вотивной молитве / Стереотипность и творчество в тексте. Пермский государственный университет. Пермь, 1999. С. 268–280.

Войтак М. Стереотипность и творчество в поэтической молитве // Стереотипность и творчество в тексте. Пермь, 2000.

Джемс У. Многообразие религиозного опыта. М., 1993.

Забияко А.П. Категория святости. Сравнительное исследование лингворелигиозных традиций. М., 1998.

Зелинский Ф.Ф. Древнегреческая религия. К., 1993.

Ильина Т.С. Между молитвой и заговором: в пространстве вербальной магии // Традиционная культура. 2009. №1. С. 19–29.

Итоговые документы. Определение Освященного Архиерейского Собора Русской православной церкви по докладу Синодальной Комиссии по Канонизации Святых // Архиерейский Собор Русской Православной Церкви/http://xxc.ru/sobor/itog_docs/kanonizaciya.htm (дата доступа: 02.12.2015).

Карасик В.И. Религиозный дискурс // Языковая личность: проблемы лингвокультурологии и функциональной семантики. Волгоград, 1999.

Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. М.: гнозис, 2004.

Крылова О.А. Лингвистическая стилистика. В 2 кн. Кн. 1. Теория: Учеб.пособие. 2-е изд., стер. / О.А. Крылова. М.: Высшая школа, 2008. 319 с.

Митр. Антоний (Сурожский). Школа молитвы. Клин, 2009.

Мишланов В.А. Молитва как речевой жанр // Прямая и непрямая коммуникация. Саратов, 2003.

Мосс М. Социальные функции священного. СПб., 2000.

Мусхелишвили Н.Л., Шрейдер О.А. Семантика и ритм молитвы // Вопросы языкознания. 1993. № 1. С. 45–51.

Падучева Е.В. Высказывание и его соотнесенность с действительностью. Изд. 6-е, испр. М.: Изд-во ЛКИ. 2010 (1-е изд. М.: Наука. 1985). http://lexicograph.ruslang.ru/TextPdf1/paducheva1985.pdf.

Плисов Е.В. Композиционные и лексико-грамматические особенности священнической молитвы на часах (на примере немецких католических молитв) / Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2012. № 6. С. 87–91.

Плисов Е.В. Ныне отпущаеши как самостоятельный литургический текст: немецкая богослужебная практика использования / Научный Вестник Воронежского государственного архитектурно-строительного университета // Серия «Современные лингвистические и методико-дидактические исследования» / Выпуск № 2 (12), 2009. С. 181–188.

Плисов Е.В. Функционально-стилистическое своеобразие типа текста «Andachtsbuch» / Науч. Вестник Воронеж. гос. архит.-строит. ун-та. Сер. «Современные лингвистические и методико-дидактические исследования». Воронеж: ВГАСУ, 2010. Вып.2 (14). С. 17–24.

Поповкина Г.С. Тема здоровья и болезни в православных молитвах / Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2013. Т. 14. № 1. С. 56–68.

Прохватилова О.А. Православная проповедь и молитва как феномен современной звучащей речи. Волгоград, 1994.

Пылаев М.А. Феноменология молитвы: примитивная молитва. Вестник ПСТГУ I: Богословие. Философия. 2008. Вып. 2 (22). С. 45–58.

Свт. Игнатий (Брянчанинов). Аскетические опыты. М. 1993.

Скурат К.Е. Христианское учение о молитве и ее значение в деле нравственного совершенствования. Клин, 2000.

Тайлор Э.Б. Миф и обряд в первобытной культуре. Смоленск, 2000.

Флоренский П.А. О суеверии и чуде // Сочинения в 4 т. Т. 1. М. 1994. С. 44–69.

Фортейн Э. Полисемия императива в русском языке / Вопросы языкознания, 1. 2008. С. 3–23.




DOI: https://doi.org/10.12731/wsd-2015-1.3-1356-1372

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.




(c) 2016 В мире научных открытий



ISSN 2658-6649 (print)

ISSN 2658-6657 (online)

HotLog Яндекс цитирования