КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОЙ ОДАРЁННОСТИ

E. I. Ukolova


Аннотация


В статье на основе анализа опыта русской и зарубежной школ представлен ряд концептуальных моделей детской одарённости (Дж. Гилфорда, Х. Гарднера, Дж. Рензулли, Дж. Фельдхьюсен, А.М. Матюшкина, Б.М. Теплова, Д.К. Кирнарской и др.). Актуальность проблемы заключается в выявлении и развитии одарённых детей. Отмечено, что детская одарённость, определяющая возможность достижения ребёнком высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности, наиболее интенсивно начинает проявляться в дошкольные годы. 
В частности, рассматриваются концептуальные модели музыкальной одарённости детей дошкольного возраста (Б.М. Теплова, Н.А. Ветлугиной, К.В. Тарасовой, Е.А. Панько и др.). Анализируется структура музыкальной одарённости как многоуровневая система музыкальных способностей и общих индивидуально-психологических особенностей. Автором отмечается, что определение в качестве ведущего структурного компонента музыкальной одарённости является музыкальность, именно вокруг этой темы до настоящего времени ведутся дискуссии. В статье учитывается положение музыкальной психологии, где указывается направленность к расширению понятия музыкальности, вывод её за рамки сенсорно-перцептивного уровня, интеллектуализации, экстрагированию общих музыкальных способностей, которые соответствуют целостному восприятию и пониманию музыки. Автором подчёркивается, что музыкальность – это результат общего развития ребёнка, в свою очередь познавательные музыкальные способности являются главным структурным компонентом музыкальности. В данной работе описывается психолого-педагогический опыт модели музыкальной одарённости по отношению к дошкольному возрасту, представленный в виде трёх элементов: мотивационный, операциональный, рефлексивный.


Ключевые слова


концептуальные модели; одарённость; музыкальная одарённость; музыкальность; музыкальные способности; музыкальная деятельность; дошкольное образование

Литература


Богоявленская Д.Б. Рабочая концепция одарённости / Богоявленская Д.Б. [и др.]. – М.: Издательство Магистр, 2003. 95 с.

Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребёнка. – М.: Просвещение, 1967. 413 с.

Джумагулова Т.Н., Соловьева И.В. Одарённый ребёнок: дар или наказание. – М.: Сфера, 2009. 160 с.

Кирнарская Д.К. Теоретические основы и методы оценки музыкальной одарённости: автореф. дис. … докт. псих. наук. – М., 2006. 360 с.

Радынова О.П. Выявление и развитие музыкальной одарённости детей дошкольного возраста // Преподаватель XXI век. 2009. №4. С. 163-168.

Савенков А.И. Детская одарённость: развитие средствами искусства. – М.: Академия, 2000. 232 с.

Таллибулина М.Т. Психологические особенности музыкальной одарённости // Музыкальная психология и психотерапия. 2009. №4. С. 110-121.

Тарасова К.В. Онтогенез музыкальных способностей. – М.: Педагогика, 1988. 175 с.

Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. – М.: АПН РСФСР, 1947. 355 с.

Улзытуева А.И. Современные тенденции подготовки педагогов дошкольного образования: монография / Забайкальский государственный университет; под ред. Н.Г. Лаврентьевой и др. – М.: Издательский дом Академии Естествознания, 2013. С. 79-95.




DOI: https://doi.org/10.12731/wsd-2015-5.3-1022-1039

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.




(c) 2016 В мире научных открытий



ISSN 2658-6649 (print)

ISSN 2658-6657 (online)

HotLog Яндекс цитирования